michael2959 (michael2959) wrote,
michael2959
michael2959

Categories:

Экскурсия на север.. Хайфа, Бахайские сады.



Много ли мы знаем о религиозном течении Баха́и?! - Возможно, кто-то видел фотографии Бахайских садов в Хайфе. Впрочем, как и я.
Периодически наезжая по делам в Хайфу, я не раз пытался посетить эти сады, но тщетно. Конечно, я мог бы сказать, что мне просто не везло.
Если бы я не знал, что посещение в них надо планировать заранее и желательно с группой..
Именно поэтому, я и решил прокатиться с организованной экскурсией.

В турагентстве мне предложили поездку по маршруту: Хайфа, Акко и Кейсария, с обзорной экскурсией по Бахайским садам.
"Панорамный обзор с верхней и средней площадки (без спуска по ступенькам парка)." – так было написано в аннотации.
- Чем я и не преминул воспользоваться. Тем более, выбора то и не было.

Выехали мы рано. Сбор в центре города в 6:20. Автобус прибыл без опозданий, и после короткой проверки на наличие туристов, тронулись в путь.
Так как туристов из Ришона было мало, я удобно устроился позади водителя, заняв всё сиденье. Сборы остальных участников поездки прошли довольно быстро.


В восьмом часу мы выехали на прибрежную трассу. К этому времени небо очистилось и выглянуло солнышко. Всё говорило о том, что день должен быть хорошим.


Около девяти мы въехали в Хайфу, а в 9:09 мы вошли в Бахайские сады. Ещё в автобусе экскурсовод сказал: не разбредайтесь, мы здесь будем не более получаса.
И я тут же отделился от группы. Возможно, я упустил что-то интересное из его рассказов, но тогда бы я не смог сделать снимки. А это для меня главное!
– за ними я отправляюсь в поездки.
Например, за тот день я сделал более 300 удачных кадров. Случались и неудачные, это когда во время нажатия на спуск промелькнёт кто-нибудь,
заслонив собою сам объект съёмки. Только и обижаться на людей за такое нельзя, места-то туристические..
Со снимками, наиболее подходящими моему повествованию о поездке, буду рад познакомить и Вас!


Город Хайфа в религиозном плане, по-своему, уникален. На склонах Библейской горы Кармель "Виноградник Божий" (Керем-Эль - 546 м),
скрывался в пещерах Пророк Илия (Элиягу – иврит, Илья́с - араб.). После крестовых походов группы религиозных отшельников стали заселять пещеры
горы Кармель, как бы подражая Пророку. В начале XIII века они образовали "Орден Братьев Богоматери на горе Кармель", сокращённо - Кармелиты.

Первый удар им нанесли сарацины в 1235 г., значительно сократив их численность.. А несколько позже, под давлением мамлюков (1291-1516)
орден кармелитов покинул склоны Кармеля и переместился в Европу. Монастыри на вершине горы Кармель были сожжены. Город стоял в развалинах до XVI века.
В 1631 г. под именем "Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель" часть кармелитов вернулось.
В 1767 г. на вершине горы они отстроили монастырь заново. Здесь же, на горе Кармель, обосновались и бахаи..


История Бахаизма начинается со средины XIX в. в Персии. Основатель и пророк бабидской религии, по прозвищу Баб (перс. - «врата») Сейд Али Мухаммад,
родился в купеческой семье в городе Шираз 20 октября 1819 года. Шираз – это город на юге Ирана. О детских его годах известно мало.
Али в годы юности. В 1835 году он начал работать в качестве коммерсанта, сначала в торговой конторе своего дяди, а потом и самостоятельно.
Однако, в 1840 году он прикрыл свою торговлю и предпринял долгое паломничество к святым местам шиитов в Ираке, где провёл около года.
В последующие годы он начал записывать стихи, которые начал считать божественным откровением.

Из воспоминаний его современника: ".. Красивый мужчина с тонкой бородой, одетый в чистую одежду, носящий зелёный платок и чёрный тюрбан.
Он был очень молчалив, постоянно поглощён собственными мыслями и озабочен повторением молитв и стихов."
А 23 (24) мая 1844 г. Баб объявил о своей миссии Посланника Бога! – Это по одной версии, а по другой: Лишь провозгласил скорое появление Посланника Бога,
"ожидаемого народами мира". К тому времени у него уже появились последователи.

Из википедии:
"Бабизм или Вера Баби (24 мая 1844 — 12 января 1853) — религия, созданная Бабом 24 мая 1844 года в Иране. Священная книга в Бабизме — Персидский Байан.
Бабизм провозглашает окончание господства законов, основанных на Коране и шариате, замену их новыми, исходящими из принципов равенства всех людей
и защиты их прав, установление священного царства бабидов и др. Демократические элементы бабизма были развиты последователями Баба во время
бабидских восстаний. Остатки бабидов, пережившие преследование со стороны мулл шиизма, стали бахаи, провозгласив Бахауллу обещанным Мессией,
приход которого был предсказан Бабом."


После многочисленных ссылок и заключений в тюрьму, Баб был привезён в Тебриз, где и был публично расстрелян 9 июля 1850 года.
Вместе с ним был расстрелян один из его самых преданных последователей, Мирза Мухаммад Али Зунузи (Анис).
После казни, число последователей только возросло.

Современный бахаизм считает, что пророчество Баба исполнилось в Мирзе Хусейн Али, которого посвященные чаще всего зовут Баха-Аллахом (Баха-Улла).

Об этом я расскажу чуть позже, а пока предлагаю прогуляться по прекрасному саду..
Справа от входа в сад. В этой части садов кипела работа. Сады обслуживаются волонтёрами из числа последователей религии,
под руководством опытных садовников.


Туристов было много. Автобусы с ними останавливались и отъезжали один за другим. Посему чувствовалось, здесь надолго не задерживаются.
Русская речь слышалась не часто, чаще английский, немецкий, испанский.. Все служители были из молодёжи и говорили на английском.


В конце аллеи упираюсь в здание. На двери табличка с надписью "PRIVATE". Слева, сквозь деревья вижу ещё один контрольно-пропускной пункт.


Дождавшись пока выйдет очередная группа, пройдя контроль, выхожу на Центральную аллею.. Справа от неё нахожу ответвление и устремляюсь туда.


Пройдя всего лишь несколько метров, вновь бросаю взгляд в сторону Центральной аллеи.. С другого ракурса всё смотрится иначе.


Дорожка, посыпанная красным камнем, выводит меня к краю яруса.. Чуть левее этот сад продолжается. Внизу следующий ярус, но для нас он закрыт.
Растительность нижнего яруса в купе с видом на Средиземное море, завораживает. По некоторым данным, в этих садах более 450 видов экзотических растений.


Бросается в глаза ухоженность садов, изящество и безукоризненность исполнения. Обратите внимание на зелёную ограду справа!
– Кроме столбов с вазонами и птицами, всё засажено кустарником.. Тогда как снаружи она выполнена в камне. (см. предыдущее фото)
Иду вперёд, к "цепочке" и к ограждению слева. Понимаю, что проход закрыт, но..


Казалось бы, ещё чуть-чуть, каких-нибудь 10 метров.. Вот он парапет! - рукой подать. В прогалах меж кипарисами, в дымке, проглядывает море.
- И откроются пред тобою удивительные по красоте Персидские сады, спускающиеся террасами к подножию… Увы! - помечтать невредно..


Разворачиваюсь на 180 градусов и делаю снимок здания, на двери которого была табличка "PRIVATE".. Краешком захватываю и вид на верхнюю Хайфу.
В настоящее время существует 9 бахаистских молитвенных домов. Они разбросаны по всему миру. Возможно, это один из них.
У бахаев нет духовенства. Координация деятельности общин обеспечивается Духовными Собраниями, или Домами Справедливости.

Ежегодно 21 апреля, тайным голосованием выбирают 9 человек. Они-то и вершат судьбы.. По последним данным, в мире имеется
от 10 до 30 тысяч Духовных Собраний, около 200 национальных, и от 5 до 9 млн. последователей веры Бахаи. Точная цифра неизвестна.
Общины финансируют свою работу из добровольных пожертвований своих членов. Другие пожертвования не принимаются.
Кстати, первый бахаистский молитвенный дом был построен в Ашхабаде в 1908 году. (разрушен землетрясением в 1948 г.)


Из википедии: "Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Слава Божья»), родился в 1817 году в аристократической семье,
ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями.
Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью,
которые снискали ему любовь среди соотечественников.
Бахаулла стал одним из первых и наиболее ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё
имущество и владения, был заключён под стражу и подвергнут пыткам. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот,
чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь, затем в Адрианополь и, наконец, в Акко,
куда он был доставлен в 1868 году."


Ещё одна аллея. Она параллельна центральной и много скромнее. Однако ведёт туда же - в центр сада, и к лестнице с террасами.


Немного возвращаюсь и делаю ещё один кадр. – теперь я доволен! Чувствую, меня как магнитом тянет к этой роскошной центральной аллее.
Удивительно, но здесь ещё цветёт Жакаранда ( Фиалковое дерево). В наших краях оно уже отцвело. А всего-то, около 110 км на север.


При приближении к центу сада из-за зелени, словно из ниоткуда, появляется храм.. Бахаи избегают слова "храм", они говорят - "святое место".
Как вы помните, Баба расстреляли в Тебризе 9 июля 1850 года. В 1909 году, по указанию Абдул-Бахи, старшего сына Бахауллы, останки Баба
были перезахоронены в мавзолее на склоне горы Кармель в Хайфе. Позднее канадский архитектор Уильям Максвелл разработал новый проект усыпальницы.
В 1953 г. все работы были завершены. Именно таким мы его и видим сегодня.


Далее не пройти, вся это часть садов перекрыта. Но можно пройти в усыпальницу, предварительно сняв обувь.. Вход в неё возле колонны слева.


А справа, лестница с террасами. С боков от неё, по такой вот жар-птице - как элементы персидского райского сада. Вообще-то, птиц здесь много.


Орлы расправили крылья, того и гляди взлетят! - И будут парить над просторами Средиземного моря. На ярусе пониже птицы крупнее, но уже без позолоты..
- Легко понять девушку делающую "Селфи".. - Красиво здесь! Однако, удручают "цепочки" и закрытые проходы, напоминая, что ты лишь гость..


В храм меня не пустили.. с фотоаппаратом нельзя! Здесь же нашлась и наша группа слушавшая гида. Он рассказывал об Усыпальнице Баба:
"12 000 черепичин, из золотых пластин, на куполе высотою 11 метров." - Слышно было плохо, так как говорил он в полголоса.

На фасаде символ Веры Бахаи - девятиконечная звезда с каллиграфией " Йа Баха-ул-Абха " в центре.
Для бахаев цифра 9 священна. Так, например, всего террас 19. Там где находимся мы - 10-я, и она и самая большая.
От неё 9 террас ведут вверх, и 9 уходят вниз. Количество членов в домах Справедливости тоже девять и т.д.


Боковой предел.. Через такие же двери, но с противоположной стороны и можно попасть в усыпальницу. Центральные двери закрыты.
Обратите внимание на клумбу, она тоже выполнена в форме звезды..


Возвращаясь, стараюсь заглянуть в самые закоулки, дабы не пропустить чего..


В целом, чистота и порядок. Было бы здорово, если бы такой же порядок был и в умах последователей этой веры.
Кстати, бахаем может стать каждый, кроме людей имеющих гражданство Израиля.


Вот что пишут о себе сами бахаи, на сайте bahaiarc.org
"Общины бахаи существуют в более 200 странах. Священные писания Веры Бахаи переведены на более чем 800 языков.
Основатель Веры Бахаи — Бахаулла (1817–1892), Чье имя в переводе с арабского означает «Слава Божия», объявил о Своей миссии в 1863 году.
Его последователи — бахаи — верят в то, что Он является последним на данный момент посланником Бога, продолжая миссию основателей
великих религий, таких как Будда, Моисей, Мухаммед, Христос и др."


В 2008 году на своём заседании в Канаде, комитет всемирного наследия ЮНЕСКО внёс Всемирный центр бахаи в реестр Всемирного Наследия.


Бахайский архитектор иранского происхождения Фариборз Сахба начал работу по проектирование садов в 1987 г.
Торжественное открытие комплекса состоялось 22 мая 2001 г. Обошлось это в 250 миллионов долларов.
Есть здесь и кактусы.


Уже на выходе из сада, пытаюсь взглянуть на верхний участок Кармельской гряды с 9-ю террасами. Туда, куда нас повезут сейчас.
Из-за мощных деревьев растущих вокруг, это не просто. Зато, какое обилие оттенков зелёного..
С трудом вижу какую-то площадку. И, похоже, это не самый верхний ярус..


10 минут и мы наверху, у смотровой площадки. Удивляет ещё один ярус на противоположной стороне! - Его как бы и не должно быть.
Гид ещё в автобусе, и потому спросить некого. К сожалению, и времени на то что бы подняться на этот ярус, нет.


Со смотровой площадки открываются прекрасные виды на нижнюю Хайфу. Немного мешает дымка над Средиземным морем.
Но если приглядеться, то вдали можно увидеть очертания Хайфского залива. (размеры его 12 км х 6 км.)
Считается, что г. Хайфа основан был в римскую эпоху. Последние же археологические говорят о другом.
Так, на мысе Кармель обнаружили остатки зданий и сооружений, принадлежащих временам царя Соломона.


Сады спускаются по склону террасами, шириной от 60 до 400 метров. Их протяжённость около 1 километра. Из-за обилия фотографирующих туристов,
мне долго не удаётся найти нужную точку для съёмки. На нижний ярус к запертым воротам, я спускаться не стал.


У самой нижней террасы садов находится квартал немецкой колонии "Мошава-Германит" основанный в 1868 г ..
Отстроен немецкими христианами-темплерами, членами нем. "Храмового общества". В те годы они очень помогли возрождению Хафы.
Этот район изначально отличался чистотой, зеленью участков и планировкой улиц.

К началу правления Британского Мандата (1922 г.- 1948гг.) колония насчитывала 750 жителей и 150 домов, с глубокими подвалами для вина.
Ведь поначалу, они занялись сельским хозяйством, разбив "Тамплиерские виноградники" на том месте, где сейчас расположен Всемирный центр бахаи.
Кроме того, среди них был единственный в городе врач! – а так же, инженер-строитель!

Этот район и сегодня один из самых уютных в городе, с "пряничными" домикам. Если будете в Хайфе, загляните обязательно..


Верхняя Хайфа расположена на вершинах и склонах северо-западной части хребта Кармель. Именно там находятся престижные жилые районы,
университет, гостиницы, торгово-развлекательные центры и т.д.. Нижняя Хайфа - самый большой в Израиле порт, железнодорожный узел,
деловой и офисный центр, а так же - историческая часть города с застройками 18-19 веков.
На этом снимке хорошо видна нижняя Хайфа, что лежит у подножия горы Кармель.

- Хорошо думается на вершине обдуваемой приятным ветерком, так бы и стоял.. Однако, мне уже пора..
Женщины, спешащие навстречу, точно из нашей группы.. Ту, что в шляпке с фотоаппаратом, я запомнил – коллега. Наверно, будем последними.


В нижней точке Бахайских садов остановка не предусматривалась, об этом нас предупредили заранее. Мало того, остановка там запрещена, НО..
По многочисленным просьбам, сделав крюк и подъехав к нижнему входу, водитель сбросил скорость до минимума.. За что ему, отдельное спасибо!
Фото из окна..
- 1700 ступенек “дороги к Храму" - мимо вечно зелёных кипарисов, пальм, серебристых олив и цветущих круглый год цветов.
Девятнадцать террас, образуют единую "лестницу". К сожалению, всю её не видно, но даже эта её часть даёт большее представление, чем вид сверху.
Со слов гида, туристам можно лишь спускаться по ней, путь же наверх.. - разрешён только паломникам! - Впрочем, говорил он это как-то неубедительно.


Выехав из Хайфы, мы направились на север, в г. Акко. Путь предстоял небольшой, чуть менее 30 км..
Трассы были свободные и через 40 минут мы были на месте. Но, об этом я расскажу в следующий раз.

Кстати, в Акко немало святых мест для Бахаистов. Ведь именно туда был сослан Бахаулла в 1868 г., по указу турецкого султана.
Там он сидел в тюрьме, с 1868 по 1870 гг. В двух километрах севернее Акко есть великолепный парк - Сады Бахаи.
В центре его находится храм-мавзолей с могилой Бахауллы.. Рядом расположен дом-музей (Особняк Бахджи), в котором он жил до последних своих дней.
Вот только туда не мы заедем, так как святыни Бахаизма не основная тема нашей экскурсии..


Tags: Бахайские сады, Города Израиля, Парки, Фото-экскурсия, Хайфа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

Recent Posts from This Journal