michael2959 (michael2959) wrote,
michael2959
michael2959

Categories:

Поездка в Россию. Нижний Новгород..



Во-первых, извиняюсь за вынужденную задержку с выпуском этого поста. Во-вторых, отмечу, что дался он мне нелегко! - И дело не в том, что Нижний, по сравнению с Москвой, меня разочаровал.
То, что я увидел в нём, было ожидаемо. Я ехал в Нижний Новгород, в город в котором вырос и провёл большую часть жизни, в основном ради встречи с друзьями и близкими мне людьми.
А также, соприкоснуться с красотой природы средней полосы России, которую видел в последние годы, лишь по чужим фотографиям.
И то и другое случилось! - чему я очень рад!
Этот пост несколько загружен текстом, возможно излишне. Так что, не обессудьте. - К тому же, кому неинтересно, может не читать, а у меня наболело..

Итак, Нижний Новгород.
- Сам Нижний красивейший город с богатой историей, расположен на слиянии рек Оки и Волги. Основан в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем.
В центре снимка Благовещенский монастырь, основанный в начале XIII века. На переднем плане Гребнёвский остров заросший деревьями и кустарником. Некогда здесь был шикарный пляж.


17-метровый бронзовый Ленин установлен на одноименной площади к 100-летию со дня рождения, в 1970 году. С гранитного пьедестала он смотрит на Оку и на верхнюю часть города.
Канавинский мост через Оку, соединяет нагорную часть города, с нижней (заречной).
Из Википедии: "Канавинский мост — первый из постоянных мостов через реку Ока, расположенный на территории Нижнего Новгорода. Первоначальное название — мост имени Н. И. Пахомова,
потом назывался Волжский. Длина моста 795,5 метров, ширина — 23,6 метра. Русло перекрыто шестью арочными металлическими пролётными строениями расчётным пролётом 121,0 м.
Построен в 1930—1933 годах."
В последние годы мост находится в аварийном состоянии. В связи с этим убраны трамвайные пути, запрещено движение автомобилей массой более 3,5 тонн и ограничена скорость до 40 км/ч.

Если внимательно приглядеться, то можно увидеть стену и башни Нижегородского кремля, а чуть ниже Строгановскую церковь.


Если сместить объектив на 90 градусов или чуть меньше, то пред нами предстанет Площадь Ленина. Сразу же за ней строения Нижегородской ярмарки, а далее на стрелке - возвышается
Кафедральный собор Александра Невского построенный в 1868—1881 годах по проекту архитектора Л.В. Даля. Слева Совнаркомовская улица, вдоль набережной улица Советская.
Всё так и осталось с прошлых времён, вот только такого запустенья тогда не было. Главный ярмарочный дом уже давно находится на реконструкции. Он был построен в 1890 гг.
На тот момент здание было одним из крупнейших пассажей России. По-моему, и самым красивым зданием в Нижнем Новгороде.

Конечно, с дореволюционных времён, когда на Нижегородскую ярмарку крупнейшую в Европе съезжалось до 100 тысяч человек, здесь осталось мало.
И, тем не менее, я хорошо помню период возрождения Нижегородской ярмарки в 70-е годы. Это было одно из самых посещаемых мест.
К Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в нем планируют открыть Исторический парк! - Для этого установят 300 единиц мультимедийной техники и более 200 информационных стендов.


С площади Ленина перемещаюсь на площадь Минина и Пожарского. Здесь у Георгиевской башни Кремля в живописном месте на берегу Волги установлен памятник знаменитому земляку,
лётчику-испытателю и герою Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову. Работа скульптора И.А. Менделевича, открыт в 1940г.
В 1937 году он и его команда осуществил первый беспосадочный перелёт Северный полюс из Москвы в Ванкувер. О чем и свидетельствует пунктирная линия на стилизованной карте..
В отличие от Ленина, смотрящего на Оку, Чкалов хоть и стоит на откосе, всё ж лицом обращён к городу и спиной к Волге. За памятником оборудована полукруглая смотровая площадка..


Со смотровой площадки "Чкаловской лестницы" раскрываются роскошные виды на Волгу и Заволжье.
Лестница соединяет Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные. Построена по проекту ленинградских архитекторов А. Яковлева, Л. Руднева и В. Мунца.
Она похожа на восьмёрку или на знак бесконечности. Две смотровые площадки расположенные одна в верхней её части, а другая в центре делают её очень привлекательной для публики.
Снизу она смотрится лучше, полнее что ли, но спускаться нет никакого желания, преодолеть 560 ступеней туда и обратно, не шутка.
Строилась после войны с 1944 по 1949 г. с привлечением пленных немцев. Торжественное открытие состоялось в 1949 году.


В советский период Нижний Новгород (с 1932 по 1990 год — Горький) был мощнейший индустриальный город,
Чтобы понять, что я имею в виду, приведу выдержку из статьи о Городе Горьком в Энциклопедии Нижнего Новгорода:
"Черты природы и планировка г. Горького (обзор 1972 года)
Там, где у берегов Волги сошлись две различные по природе части Горьковской области — возвышенное лесостепное Правобережье и низинное лесное Заволжье,
при слиянии с Волгой Оки, просторно, на обширной территории 334 квадратных километров раскинулся город Горький - один из крупнейших городов страны.
Его население превышает 1,2 миллиона жителей. Это третий после Москвы и Ленинграда город в России.
По сравнению с дореволюционным временем он вырос более чем в десять раз как по территории (пл.дореволюционного Н. Новгорода в городской черте была всего 32 кв. км),
так и по населению (накануне Октябрьской революции в нем было 107 тысяч жителей)."

Справа от лестницы.. Вдали виднеется город Бор. А так же, две ажурные белые опоры канатной переправы через Волгу между Нижним Новгородом и Бором.


Из Энциклопедии Нижнего Новгорода "Город Горький и область в тридцатые годы"
"В 30-е годы Горьковская область производила впечатление сплошной гигантской стройки. Ни один из городов Советского Союза в то время не мог сравниться с нашим городом
по количеству строящихся объектов и по размаху строительства. В этот период были введены в строй горьковские автомобильный, авиационный, машиностроительный заводы,
завод фрезерных станков. В Дзержинске построены крупнейшие предприятия химической промышленности, на Бору – стекольный завод, в Балахне – целлюлозно-бумажный комбинат и другие."

Вид слева от лестницы. Отсюда хорошо видна ниспадающая часть стены Нижегородского кремля и Борисоглебская башня. Много раз кремль подвергался осадам, но взят так и не был.
Внизу, напротив стен Кремля выстроились в ряд внушительных размеров "Красные казармы"(В 1838-1853).
А далее, место слияния Оки и Волги. Фарватер Волги "зарос" островками. Видимо, не чистят его совсем.. Да и к чему?! - Судоходства на Волге практически нет.


Под сводчатой аркой ворот Дмитриевской башни, торгуют сувенирами. А на верхних этажах башни находится выставочный зал «Нижегородский кремль», принадлежащий областному музею.


Вид с территории кремля на Дмитриевскую башню - главную башню Нижегородского кремля. Нижегородский кремль наиболее историческая часть города, построен в 1508—1515 годах.
К настоящему времени сохранились все 13 башен кремля высотою от 18 до 30 м.


На территории Нижегородского кремля площадью 22,7 гектара, когда-то находилось множество храмов, однако в советский период здесь были большие перестройки.
Часовня Спаса Преображения - возведена у места, где до 1929 находился Преображенский собор, освящена митрополитом Георгием 1 ноября 2012.


Собор Архангела Михаила, заложенный вместе с основанием Кремля в 1221 году и перестроенный в камне в 1227 году. Памятник шатрового зодчества XVII века на территории.
Храм высотою 39 метров, кажется меньше и компактнее, чем есть на самом деле. Являлся усыпальницей великих князей.
В советское время, после уничтожения Спасо-Преображенского собора в Кремле, в Архангельский собор были перенесены останки Кузьмы Минина.


Обелиск Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому установлен в 1828-м году возле Архангельского собора. "Спроектирован архитектором А. И. Мельниковым…
Обелиск составлен из 15 гранитных «штук», вырубленных в карельских карьерах, а два барельефа по эскизам Мартоса отливались в мастерской Академии художеств." – из Википедии.
Над барельефами надписи: " Гражданину Минину благодарное потомство 1826 г " и " Князю Пожарскому благодарное потомство 1826 г ".


В XIX веке вокруг памятника был разбит чудесный сад. И поныне, сюда любят приходить нижегородцы и гости города. Отсюда, с высокого берега можно
увидеть великолепные панорамы Нижнего Новгорода, слияние Волги и Оки, заволжские дали… Мне кажется, здесь можно стоять бесконечно, созерцая красоты.
Впрочем, почти все те же виды, что и в других частях Верхне-Волжская набережной, но здесь.. на фоне башен кремля.


Из Википедии, о Нижегородском кремле: "Расположен на правом высоком берегу, в месте слияния рек Волги и Оки. Северо-западная часть Кремля спускается почти к подножию склонов,
юго-восточная часть выходит на площадь Минина и Пожарского, а юго-западная — возвышается над глубоким Почаинским оврагом и площадью Народного единства."

Вид на фоне Белой башни кремля. Кстати, Нижегородский кремль был белокаменный. С приходом к власти большевиков он был перекрашен в красный цвет,
а крыши на башнях стали зелёными.


На другом берегу — знаменитая Стрелка, где расположен кафедральный собор Александра Невского..
С 1932 года и вплоть до 90-х, на Стрелке был крупный Нижегородский грузовой речной порт, который был виден издалека благодаря стрелам портальных кранов.
Сегодня всё это ненужно.. И построили там стадион! - к Чемпионату мира по футболу.
На переднем плане Ивановская башня – одна из крупнейших башен Нижегородского кремля.


Из Википедии: "Площадь Минина и Пожарского («и Пожарского» часто опускается, для краткости или по незнанию) — главная площадь Нижнего Новгорода.
Является общественно-культурным центром города, местом проведения всех наиболее значимых торжеств и праздников.
Расположена в Нижегородском районе с юго-восточной стороны от нагорной части Кремля.
Площадь соединяет между собой центральные улицы города: Большую Покровскую…"

У кремлёвской стены.. Покосившийся столб с кучей проводов на центральной площади города, напомнил мне о бесконечных перебоях в подаче электричества.


Запланированная прогулка по Большой Покровской улице, не впечатлила меня. Мало того, пропало желание фотографировать, везде и во всём чувствовалось запустенье.
Здание Государственного банка.. построен в 1913 году по проекту академика архитектуры В.А. Покровского.


Из Википедии: "Большая Покровская улица - главная улица Нижнего Новгорода. Связывает 4 площади: Минина и Пожарского, Театральную, Горького и Лядова.
Одна из самых старинных улиц. До 1917 года считалась дворянской."
Не лучше выглядит и мостовая центральной и пешеходной улицы города.


Вполне нормально выглядит дом, где родилась и в девичестве обитала моя жена. Помню, ходил к ней в гости..
Правда, ресторана с арт-объектом современной городской скульптуры, по-моему, не было. То ли денег просит..
Кстати, ни попрошаек, ни бомжей ни пьяных, я не видел ни разу.


А это дом, где я жил с семьёй вплоть до 1993 года. Этот 7-ми этажный 96 квартирный дом, буквой "Г" - хрущёвка улучшенной планировки. Вторая его часть выходит на другую улицу.
Два таких дома в центре города построил "Совнархоз" в 1964 году, для своих нужд..


Вид со двора! На вставке наш подъезд. И это самый что ни на есть центр! - Площадь Максима Горького..


А вот и он сам.. Памятник Максиму Горькому скульптора Веры Игнатьевны Мухиной был открыт в 1952 года.
Прямо за ним здание бывшего СОВНАРХОЗА (советы народного хозяйства, 1957 1965 гг),


Площадь им. Первого мая, с одноимённым сквером. В 1952 переименована в Площадь М. Горького - одна из центральных площадей Нижнего Новгорода.
Некогда роскошный сквер выглядит уныло.


Совсем иначе обстоят дела в новых торгово-развлекательных центрах.


Они сверкают чистотой и красотой, гулять по их широким проходам одно удовольствие. В них можно провести целый день. Здесь есть практически всё..


И даже продают квартиры. На фото красивые высотные дома со всей инфраструктурой.


А это то, что строят в Нижнем на самом деле, в 4-х километрах от города.
Жилой комплекс "Окский Берег". Стоимость квартир в этих бюджетных домиках не маленькая. Именно этим, совсем недавно в интервью КП, и хвалился Шансов.
Здесь тихо и замечательный чистый воздух, но сложно доехать вечером. Последний автобус с автостанции уходит в 21:15.


Стоит отъехать на 200-300 метров, и начинаются поля. В берёзовых перелесках можно жарить шашлыки, если повезёт с погодой.
Как оказалось, места для этого уже есть, - мы были не первые.


Ещё одно излюбленное место прогулок горожан, это парк "Швейцария". Достаточно большой парк площадью 380 гектар расположен вдоль высокого берега реки Оки.
Протяжённость около 3,5 км, он проходит от Мызы вдоль проспекта Гагарина практически до Дворца спорта. Вход есть почти на всех остановках.
У центрального входа и в зоне старых полуразрушенных аттракционов с шашлычными из 90-х, фотографировать нечего, и я сразу углубился в парк.
В тот день мне не очень повезло с погодой, было пасмурно.
Первое, что бросается в глаза - это старый асфальт и отсутствие лавочек. Местами парк превратился не непроходимый лес.


Из Википедии: "Парк был заложен в 1903 году в дачном пригороде Нижнего Новгорода учащимися гимназий, их родителями и преподавателями.
В 1958 году посадки вдоль Арзамасского шоссе (ныне проспект Гагарина) были продолжены комсомольской студенческой молодёжью.
Тогда парк стал называться «Имени Ленинского комсомола». Историческое название «Швейцария» было возвращено парку в 1992 году."

Вид с Дятловых гор на Ленинский район. Ока делит город на две части: верхнюю - на Дятловых горах и нижнюю - на левом низинном берегу.
В зимние месяцы разница температур достигает 4-х градусов Цельсия. В заречной всегда холоднее..


Из Энциклопедии Нижнего Новгорода:
Выдержка из статьи "Город Горький и область в тридцатые годы"
"Одновременно были проведены реконструкция и техническое переоснащение старых нижегородских заводов: «Красное Сормово», «Красная Этна», «Двигатель революции»,
металлургических заводов городов Горького, Выксы, Кулебак."

Сказанное выше в большей части относится к левобережным районам Оки. Именно там до 90-х годов находились индустриальные районы города..
На этом фото они справа. Вид на Мызинский мост с холма парка Швейцария.


В один из погожих вечеров гуляя по парку Швейцарии, я увидел небольшое прогулочное судно.
Куда делись пассажирские суда на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета», «Спутник» и другие? – подумалось мне.
Ведь они курсировали ежечасно в любых направлениях. К тому же, разработаны были у нас же в ЦКБ Алексеева, и выпускались на заводе Красное Сормово. Где всё это?!

Я уж и не говорю про туристические круизные суда, курсировавшие по маршруту Горький - Астрахань - Горький, с дневным заходом в крупные города.
Это были комфортабельные трёх и четырёх палубные суда, с кинотеатрами и концертными залами.
Такие как дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз», рассчитанные на 440 пассажиров, были сделаны на заводе Красное Сормово.
Другие строились по заказу в ГДР, Чехословакии, а также в Австрии. Где они?!

- Помню, из-за заводов занимающихся выпуском военной техники, г. Горький был закрыт для иностранцев.
Круизные суда с иностранцами, плывущие из Москвы в Астрахань, проходили мимо ночью без остановки. А сейчас, он уже давно открыт, вот только хвалиться нечем.

Из Википедии: "До 1994 года в Нижнем Новгороде располагалось одно из крупных государственных пароходств — Волжское объединённое речное пароходство,
в дальнейшем приватизированное и распавшееся на несколько самостоятельных судоходных компаний."


В качестве Послесловия…
Вновь загляну в Википедию: Выдержки из статьи "Современная Россия".
"22 октября 1990 года город был переименован обратно в Нижний Новгород. 6 сентября 1991 года он был вновь открыт для посещения иностранными гражданами.
В 90-х годах вновь начала функционировать ярмарка, которая стала площадкой для международных ассамблей, выставок и бизнес-форумов.
В то же время немецкие корпорации Mersedes-Benz и Volkswagen выкупили часть ГАЗа для собственного производства…"

Большую часть статьи опускаю, а вот конец весьма интересен:
"С 2014 по 2016 годы город находился в сильнейшем экономическом упадке.
В 2016 году Владимир Путин открыл новый Нижегородский завод имени 70-летия Победы концерна «Алмаз-Антей»,
занимающийся выпуском военной техники."

Возможно, сказался и кризис 2014-2016 годов. Но какое отношение он имеет к пассажирскому транспорту в Нижнем Новгороде, который находится в ужасном состоянии.
Это касается троллейбусов, трамваев и автобусов! - Латаные-перелатаные, скрипя, они ещё ездит, но садится в них страшно и не очень приятно, - пока не привыкнешь.
(У меня создалось впечатление, что собирали всё старьё по сусекам со всей необъятной СНГ.)

В тоже время, изобилие и ассортимент товаров и продуктов в торговых центрах поражает воображение. У нас такого нет!
Изменились и люди. Даже сердобольные бабушки покупают не рыбку, а Вискас. Выросло и пошло учиться поколение гаджетов.
Количество высших учебных заведений в Нижнем увеличилось до 33, из них, 6 университетов и 4 академии.
В Советское время университет был один - ННГУ им. Лобачевского.
"В настоящее время в ННГУ им. Лобачевского обучается около 30 000 студентов, свыше 1000 аспирантов и докторантов, работает 1200 кандидатов и более 450 докторов наук. " – Из Википедии.

Да и сами учебные заведения расширились, выросли новые корпуса, неуклонно растёт число студентов.

В качестве примера возьму Горьковский инженерно-строительный институту (ГИСИ 1932-1991г.), который закончил мой брат.
Сегодня Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) располагает 10 учебными корпусами и 4 общежитиями.
Только с 1990 г. по 2005 г. количество студентов выросло более чем в 4 раза и достигло 23 тыс. чел., а численность преподавательского состава увеличилась более чем в 2 раза.

К сожалению, эти цифры устарели, а новых не нашёл...
Да это и неважно, все эти факты говорят: город живёт своей нормальной полноценной жизнью!
И, тем не менее, по-моему, во многом Нижний Новгород ещё не выбрался из цепкой трясины 90-х.


Tags: Нижний Новгород, Отпуск, Россия, Фотозарисовки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments